| главная | ссылки | контакты | гостевая | ENGLISH | FRANÇAIS


Самурайская трилогия
 


Мало кто знает, что фильм "Самурай" представляет из себя трилогию - имеющую как приквел так и сиквел, т.е. предысторию и продолжение. А началось всё в Америке, когда в 1942 году на экраны США вышел фильм-нуар режиссера Фрэнка Таттла "Оружие для найма". Черно-белая экранизация романа Грэма Грина "Наёмный убийца", повествовала о жизни хладнокровного киллера с правильными чертами лица и неприменными атрибутами фильмов такого жанра - плаще и шляпе. Роль наёмного убийцы, подставленного работодателем и погибающего в конце фильма, блестяще сыграл американский актер Алан Лэдд. И хотя картина являлась одним из многих нуаров, каких в Америке было множество, фильм не мог не зацепить такого любителя американских фильмов, каким являлся Жан-Пьер Мельвилль. Режиссер так любил всё американское, что его даже прозвали "самым американским из французов". Завороженный холодной стилистикой "Оружия для найма" и образом главного героя, Мельвилль поклялся снять знакомый ему сюжет но уже на французский лад. Находясь под сильным впечатлением от фильма, Мельвилль написал собственный сценарий - соединявший в себе стилистику "Оружия для найма" с литературными перипетиями из вымышленного романа Джоан Маклеод "Ронин". Он назвал его броским названием "Самурай", что как нельзя лучше передавало одинокий характер его трагического героя. Оставалось только найти актера на главную роль. Мельвилль всегда стремился найти своего героя на американский манер, хладнокровного и с правильными чертами лица. Во Франции Жан-Пьер снимал Бельмондо, Вентуру и Режжиани, никак не похожих на американских красавцев, таких как Кэри Грант и Пол Ньюмен. И к тому же не проявлявших особой заинтересованности, тот же Бельмондо не серьёзно относился к съёмкам у Мельвилля и часто с ним ссорился.
Поэтому режиссер всегда искал не только своего героя, но и единомышленника заинтересованного в его работе. И он его нашел. В 1957 году молодой Делон дебютирует с ролью киллера в картине Марка Аллегре "Когда вмешивается женщина". Именно в этой картине его и заметил Жан-Пьер Мельвилль, молодой киллер с правильными чертами лица не мог не привлечь его внимания. Эта роль как бы предопределила все дальнейшие работы Делона. Мельвилль взял актера на заметку и однажды встретил того в ресторане L`Elysees Matigon, эта случайная встреча стала для Делона судьбоносной. Эпиграф из "Красного круга" , "Незнакомые люди, если им это суждено, не могут не встретиться в обозначенном для них «красном круге» судьбы" - подходит к этому случаю как нельзя лучше! Тогда в ресторане Мельвилль попросил Алена написать его имя и адрес. "Не часто я прошу людей записать свои имена в мою записную книжку. Этот парень станет звездой !",- сказал тогда Мельвилль друзьям. Думаю сыграло свою роль и то, что перевернув фамилию актера Алан Лэдд, получалось Алан Дэл (как Ален Делон), что могло явиться для Мельвилля всегда обращающего внимание на мелочи, знаком судьбы! Позже их пути пересекались много раз. В 1961 году они планировали фильм "Старший Фершо" по роману Жоржа Сименона, но Делона не устроили сроки и он разорвал контракт. Второй раз режиссер предложил ему картину "Счастливчик Джо", но из-за работы в США Делон снова отказался. Позже вернувшись из Америки, Делону так понравился фильм Мельвилля "Второе дыхание", что он сразу же позвонил режиссеру. Тот предложил ему работу в своём новом фильме "Армия теней", но Делон хотел совсем другого. И тогда Мельвилль державший козырь в рукаве уже много лет, предложил Делону сценарий "Самурая", написанный специально для него. "Основным моментом при замысле фильма бесспорно явилось моё представление о манере поведения, о стиле Делона",- вспоминал Мельвилль. Делон идеально подходил для роли наёмного убийцы Джефа Костелло, к тому же актер был таким же перфекционистом во всём как и сам режиссер. А когда Мельвилль узнал о приверженности актера кодексу самурая, то сомнения отпали сами собой - "Узнав как называется фильм, Ален Делон провел меня в свою комнату - там я увидел походную постель, лук, меч и кинжал самурая". И он не прогадал! В 1967 году картина "Самурай" становится во франции хитом №1, до сих пор считаясь во всем мире классикой жанра. Фильм оказался настолько близок Делону, что они сделали с Мельвиллем три картины и планировали четвертую "Контррасследование", но помешала смерть режиссера. В дальнейшем Делон не раз возвращался к образу самурая в своих работах. Роли в картинах "Убийство Троцкого", "Крупный калибр", "Скорпион" и "Шок" как бы переносили самурая сначала в 70-тые, а потом и в 80-е годы. Заставляя действовать героя в новых условиях. В 1983 году в свою режиссерскую работу "Неукротимый", Делон вставил не только музыку из "Самурая", но и эпизод с канарейкой в клетке. Тем самым отдавая дань Мельвиллю, которого он считал настоящим мастером, многому его научившему. Ну а духи "Самурай", под маркой Алена Делона продаются и по сей день.
В Китае зрители всегда любили Делона, в Гонконге же режиссеры любили ещё и Мельвилля. Джон Ву настолько фанатично был предан Мельвиллю, что так же как и он всегда носил черные очки не снимая их даже на съёмках. Он перенял стилистику его фильмов, прославляющих мужскую дружбу и бандитский кодекс чести. Не обладая должными средствами, чтобы заполучить в свой фильм Делона, Джон Ву стал лепить по образу и подобию. Не зря его главного актера Чоу-Юн Фата, прозвали "китайским Делоном". В 1989 году под впечатлением от "Самурая", он снял фильм "Наёмный убийца". А в 1992 в свою картину "Круто сваренные", Джон Ву включил как знаменитый эпизод с канарейкой в клетке из "Самурая", так и эпизод с игрой на пианино в баре из "Полицейского". Таким образом выказав уважение двум своим кумирам, Делону и Мельвиллю. В конце 90-х в Гонконге прославился ещё один режиссер Джонни То, считающих своими кумирами уже Джона Ву и Мельвилля. Выросший на его французских фильмах, он как и Ву придерживался мельвиллевской стилистики и мечтал о работе с Делоном. В 2001 году в фильме "Профессия киллер", герой наёмного убийцы Энди Лау цитирует слова Делона из "Шока". По прошествии нескольких лет, Джонни То замахнулся уже на большее. Он решил снять римейк "Самурая", пригласив на главную роль Алена Делона. Специально для него, То написал сценарий о стареющем убийце ушедшем на покой. Героя звали так же как в "Самурае" - Костелло. В 2006 году через своих французских продюсеров, Джонни То добивается встречи с Делоном и передаёт ему сценарий фильма под названием "Месть". Тогда Ален Делон заинтересовался сценарием, но в 2007 по непонятным причинам от него отказался. В 2009 фильм всё же сняли, с ещё одной французской звездой Джонни Холлидеем. Теперь в планах Джонни То - снять Делона в римейке "Красного круга". Но тот пока молчит...
Мне кажется, что Делон просто не захотел заканчивать карьеру в кино ролью наёмного убийцы, тем более что в жизни его часто обвиняли в эксплуатации образа самурая, предпочтя более светлую роль в картине "Астерикс на Олимпийских играх". Хотя и здесь не удержался, произнеся в фильме слова - "Я самурай !". 
Круг замкнулся, история начавшаяся в Америке, закончилась в Гонконге. 
А может и во Франции?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Автор статьи - Алик Шторм (06.04.2011)